Элизиум теней

 

обложка > содержание > рубрики >

карта сайта
 
 

НАША КУХНЯ - Заметки без полей

обсуждение сообщений смотрите в архиве форума

2 декабря 2010

к вопросу о так называемой "психической норме"

Клиенты часто спрашивают меня, нормальны ли они. Имея в виду, во-первых, что понятие нормы где-то там уже утверждено, а во-вторых, что я всё обо всех знаю. Ну, если со второй частью утверждения уже ничего не поделать, то за первую ещё можно побороться. Вот что пишет Александ Житинский о "норме", вернее о "нормальном человеке, сразу отсекая "скучных ортодоксов, зануд и бездарных лузеров":

"Нормальный человек – это всего лишь человек, адекватно, то есть естественно реагирующий на ситуацию.

Если ему больно – он кричит, если смешно – смеется, если горько – то плачет. Он не ищет подвоха в словах, а если ищет, то для этого есть серьезные основания. Не отвечает вопросом на вопрос, а говорит то, о чем его спрашивают. Он внимателен к собеседнику и вникает в его ситуацию. В любом конфликте он прежде всего спрашивает с себя, то есть начинает разбираться с позиций собственной вины.

Он может быть экстравагантным, но редко, только по сильному внутреннему влечению, а не ради потехи публики. Вообще, он не стремится выделиться, стать центром внимания и хорошо помнит, что «позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Эта формула применима не только к поэтам, она универсальна.

Нормальный человек надежен, его реакцию нетрудно предугадать именно потому, что он не скрывает своего образа мыслей и своих симпатий и антипатий. Но он же способен и удивить, когда высказывает вдруг мнение, противоположное общепринятому. И можно быть уверенным, что делает он это не из дурной оригинальности, а потому что обдумал вопрос и пришел к своему выводу."

Но А. Житинский - литератор ( в этом отрывке, по крайней мере), а что думаете ВЫ?

Виталий Татко

30 ноября 2010

В помощь начинающим юнгианцам: " the stranger and the alien"

Н Исследуем этимологию категории "чужой (the alien)". Начинали мы, как помнится, с категории "the stranger", о которой у А. Камю сказано почти всё.

А вот что пишет В.К. Мюллер в своём словаре о прилагательном "alien": иностранный, далёкий от; несвойственный, чуждый; внеземной, иноязычный. А если существительное, то - чужестранец; отщепенец, изгой и инопланетянин.

А вот существительное "alienist" поясняется у В.К. Мюллера только одним словом: "ПСИХИАТР".

Нужно ли по-прежнему сетовать на незадачливых кино и теле- деятелей, формирующих у клиентов негативный образ психотерапевта?

Виталий Татко

17 ноября 2010

Биркгоф - гонитель Винера

История сохранила имена математиков, формировавших задачи психологии на десятилетия вперёд. Нам же остаётся передать слово... "представителям транспортного цеха"

Виталий Татко

10 ноября 2010

игры без сознания (главы из книжки)

На «Эхе» идут дискуссии. Часто слушателям предлагают кажущиеся наивными вопросы. «Игры», во-первых. «Наивняк», во-вторых. И я не участвую из-за ощущения грубой искусственности, «сделанности». Но вот стоило Ольге Журавлёвой в «Типичном случае» объявить об играх в «позднюю любовь», решил попробовать.
Заметка называется «Игры без сознания»
Ответ на главный вопрос передачи, мне кажется, зависит от модели отношений - бессознательно усвоенных представлений о том, "как и что бывает, а что - нет". Модели эти чаще индивидуальны. Многие даже не знают, что приняли ту или иную "модель". (Что не избавляет от самой модели). Так, ...плещется что-то, не выныривая на уровень осознанности. Изредка даёт себя знать "модель" на уровне предпочтений в художественной литературе. Или на уровне видеоряда. В смысле, нравится - не нравится. 

Откуда модели берутся? У кого-то - из рассказов Арины Родионовны. Или школьных товарищей. У других - из книг (музыки, изо и т.д.). Нынешнее поколение предпочитает черпать из мультфильмов.
Хотя, возможны, вероятно, исключения. Те, которые подтверждают правила.

Самое удивительное, что ДО появления ситуации, в которой любовь может возникнуть (и быть принятой как норма поведения и переживания), люди говорят "нет" и "никогда". И они же удивляются самим себе, воспринимают происходящее как бы со стороны. Вот в эти моменты мы близки к осознанию усвоенной модели.

А вот дальше мы ведём себя в соответствие с "заимствованными сценариями". Но об этом, наверное, будет другая передача?

willey-w

6 ноября 2010

год не дотянули...

Через 20 неполных лет своего цирка стало катастрофически не хватать. Китайский цирк сменил итальянский, франко-испанский. И всё это в одну только осень. Приезжают в Москву и приезжают…
Билеты - необычные, распечатанные на чернильном принтере, они были хуже тех, что я мог бы напечатать сам. И смазались при проверке. Радостно прикинул, как становлюсь участником розыгрыша… Но не случилось, угрожающе учтивый юноша сканером считал коды… «и я в Шатре!» 
В начале действа занавеса не поднимали, он и так был прозрачным, а взгляды зрителей с трибун напротив сквозили искренним интересом. Цирк в строгом смысле, не диорама какая-нибудь. Так мы и рассматривали друг друга, пока не зазвучала музыка. Ещё до представления я подумал, что увлечь современную московскую публику непросто. Надо бы с места – в карьер. Всё самое удивительное – в начало. Смять, уничтожить сомнения, восхитить и растоптать лёд недоверия, Из «подумаешь – цирк», «что мы, цирка не видели?» перейти окончательно и решительно к « вот это цирк!».
Так и случилось. В первые 20 минут представления я забыл обо всём. И что это цирк - тоже. Память нарезала круги «Божественной комедии» Данте. Цирк работал на театр. То есть и эквилибристика и жонглирование и эксцентрика – всё это было. Но в рамках повествования. Оно усиливало, иллюстрировало, расцвечивало. А вот во втором отделении цирк был уже сам по себе, как будто сбросил надуманные оболочки. 
Технически всё было не сложно. Если не думать о том, как они это сюда везли. Шатры и трибуны и карлов и гидов с бутербродами и креслами для малышей. И наряды. Девушки сменили цирковые трико на кокетливые панталоны с чулочкам (даже ангелы). Но всё это очень деликатно, без нажима, в очередной раз продемонстрировав французскую непринуждённость. А симпатичной была только одна, и я назвал её Машенькой.
Двигаясь в сумраке по тесным дорожкам Лужников, плотной толпою объятый, подумал: «всё таки наши то – лучшие». Через пару десятков шагов монотонность перебубнила : «наша то – лучшенькая, а уж у самого моста: «Маша то – лучшенькая»!

willey-w

15 сентября 2010

Изящное решение триумфальной проблемы номер "31"

Мэрия решила перерыть тр.-площадь чтобы маргиналы с останками демшизы не смогли больше демонстрировать. Есть более изящное решение: переписать конституцию. Если статья 31 станет, скажем, 32-й по счёту, то уже не мэрии придётся чесать репу. Ведь 32 числа нет в календаре!

Хотя...один чеховский персонаж, помнится, пользовался другим календарём. И ничего. Демонстрировал.

willey-w

9 августа 2010

74 года советского цирка

Я не люблю советский цирк. Ни в прямом, ни в переносном смысле. А думал, что не люблю цирк. Потому, что в детстве он был единственным на моём горизонте. А потом было не до цирка.
А тут – «китайский цирк»! Пустая Москва, то ли догорающая, то ли огнедышащая. Дом на набережной…наплывы юношеских воспоминаний.
Высокий колодец Театра эстрады, очень кстати - холодный, безлюдный, как и город, приютивший заезжую труппу.
Плазменные экраны на галёрке, бабушки-контролёры в китайских жакетах. Последний спектакль.
Чудная мистерия! Минимум техники, тонкий сплав балета и силовой акробатики. Девушки – иогини, юноши – монахи Шао. Советский балет – монументальный, железок и механизмов больше, чем актерской пластики. У китайцев- всё наоборот. Тщательно продуманные линии. Сплав музыки и цвета. Жёсткая дисциплина.
Тарелки (по пяти на шестках в каждой руке) воспринимались как привинченные. А девушки с ними и кувыркались и ложились и свивались и сходились стаями. Мальчику рядом нравились юноши, о чём он сказал громко и чётко. Во время паузы. Мне, почему то больше – девушки. 
Почему? И фигурки далеки от совершенства, и росточка они, по нашим меркам, слабоватого. Зато как улыбались, как расходились широким веером, вращая в руках по кипе малых вееров…в жёлтом и «темно-красном своём». Реально был выброс энергии в зал. Я почти всё время смеялся…Соседи косились, прихлёбывая пиво. Любитель юношей обиженно сопел.
В одном я уловил сходство с «нашим» цирком – в смущённых улыбках артистов, их жажде нашего восхищения. А уж этого «у нас было». Ещё с тех времён.
Жаль только, не было зверей. А может это и к лучшему. Говорят, в советском цирке накапливали опыт жестокого обращения….пока он не вылился на улицы. Может и не стоит дразнить красного петуха?

willey-w

21 июня 2010

роль Перельмана (специальное послание трусам и простецам)

На семинаре по проблемам "времени" в МГУ когда-то собирались поговорить о "путях социализации идей". Не случилось, жаль. Сейчас мне проще говорить о "донесении истины до потребителя".


О путях «донесения истины» (тезисы): 

Нам часто кажется, что мы «постигли». И мы спешим поделиться с другими.

НО. 

Вo-первых, истина сама по себе не может быть воспринята.

Нужен приёмник. Человек, или несколько. И они должны быть ГОТОВЫ.

И готовить их – тебе. Больше то некому? Или ты открыл чужую истину!

( Вот Гай-Германика сколько всего наснимала. А услышали её в России только при просмотре "Школы". Поэтому я и предлагаю «откровения» выложить в 2-3 этапа, сгладить острые углы, подредактировать.

А во-вторых, никакой ИСТИНЫ в твоём послании, может быть и нет. Ну кроме того, что ты...такая-то или сякой- то. Всё остальное - полуправда. Или откровения "простеца". На крайний случай – липкий страх идиота. Не случайно же наиболее сложные поиски истины как раз в произведениях, которые тебе трудно читать и понимать. "Так говорил Заратустра"

А ещё есть специальные роли, защищающие и «носителя» и приёмник: шут, сумасшедший, философ, Перельман…

willey-w

16 июня 2010

Но тогда вы не знали, как тускнеют кумиры

«Но тогда Вы не знали, как тускнеют кумиры». 
Это было написано мною много лет тому и по другому поводу. 
С. Соловьёв вложил в уста своего киногероя фразу: « БГ? Он же – бог». Выразив, очевидно, чаяние целого поколения. Нашедшего, но не обретшего.
Мне кажется, БГ давно и чутко слушает свою душу. Интуитивен больше, чем многие женщины. Которым сам Бог велел.
Душа бессмертна, а слух падает. Проходит возраст, когда «ещё моя походка мне не была смешна». И мы начинаем потихоньку пританцовывать или подвываем. По потребности. Едем в Тибет. Или на Чегет.
Просто нужно очень постараться («поднатужиться», как Наташа Ростова)…и услышать себя изнутри. Я думаю, БГ так всегда делает, поэтому и слышится иногда невнятное бормотание, а иногда – голос души. И тогда он – бог.

willey-w

15 марта 2010

11-я неделя года (лига фильдеперсового плюща – пустой показ - славный птах возвысил голос)

Событийная канва недели небогата: начавшись с сомнительного праздника, она завершилась очередным «пустым показом у Гордона» и разархивированием деятеля совэстрады Лещенко.

1. Ничего не имея против Розы Люксембург как и Веры Засулич в отдельности, наблюдал кто и как празднует «женские дни». Склоняюсь к убеждению, что это ретропарк совпериода.

2. У Гордона в «закрытом показе» было по-прежнему пусто и скучно. Ведущий с настойчивостью, достойной лучшего применения, повторял банальности. Фирменный знак - ложная многозначительность. Гости вяло отрабатывали приглашения. Сам фильм мне не удалось досмотреть и до половины. Столичные лица героев никак не монтировались в провинциальную рамку. После «Школы» так снимать уже нельзя. Интересным показалось ноу-хау Гордона: он привёл на ТВ своего папу. С нетерпением жду бабушку Миши Леонтьева в прайм –тайм.

3. В защиту г-на Баркова возвысил голос «славный птах». До окончания следствия у меня не было оснований в чём-то неблаговидном подозревать вице-президента «Лукойла». Но вот поддержка «птаха»…заставила вспомнить о кадровом критерии «скажи мне кто твой друг». По-моему, «птах» подложил таки г-ну Баркову свинку.

willey-w

11 марта 2010

Клонирование «Мистрали», аншлаг на «Эхе Москвы»

Кажется, остался незамеченным вчерашний демарш словесников на «Эхе Москвы». Сначала депутат ГД госпожа Савицкая отговаривала покупать военные безделушки у французов, ссылаясь на опыт Саддама Хусейна. Который, всем известно, плохо кончил. Аргументации космонавта хотелось верить и срочно отговорить правительство от опрометчивого шага…если бы не резало слух местоимение «ихние», повторявшееся уважаемым депутатом в адрес заальпийских бракоделов. Сначала появились сомнения в том, что эксперт высокого уровня может допускать такие огрехи в родном языке. А потом уже прокрались и сомнения в том, что выступает эксперт. Не стал правительство отговаривать. В конце концов, они хоть объясняют свои решения грамотно. Отписал реплику на сайт «Эха», которую благополучно никто и не читал. Но был своевременно и жестоко наказан: вслед за госпожой Савицкой выступил господин Сергей Колесников, член Российской академии медицинских наук и какого-то подкомитета ГД тоже член. Он уже не стесняясь говорил «организЬм» и «садить» (в смысле пересаживать эмбрион). Ему, я, как ни странно, поверил! И в главном он прав: В современной России клонирование стоит запретить. Совсем.

willey-w

3 марта 2009

Комментарий к передаче «Назад в будущее» в эфире «Эха Москвы» с гостем Евгением Коноплёвым и ведущим Ашотом Насибовым от 2 марта 2009 г.

Мне показалось, что г-н Коноплёв путает закономерности сукцессивного и симультанного восприятия. Ссылка на статью Миллера 1965 года, увы, давно не актуальна. Смутило употребление гостем терминов, дать определения которым он не смог. То есть "удвоение информации" обсуждалось как факт. А как измерить неопределимую эту величину - неясно...Так что же "удваивается"? Таким же неизмеримым является и "психофизиологический ресурс", на который гость особенно упирал. Создаётся впечактление о том, что г-н Коноплёв не знает, что такое норма реагирования в популяции. Гость говорил о дарвиновской эволюции в человеческой популяции. А ведь конкуренция по основным ресурсам (питанию, например), уже не работает. Венцом некомпетентности было упоминание теоремы Гёделя о неполноте в связи так и не получившей определения "информацией". Курт Гёдель занимался в 30 годы прошлого столетия основаниями современной математики, "неполнота знания" в которой и имелась им в виду. Поразила ещё и реакция зрителей и слушателей: вопросы гостю задавались так, как будто он специалист. А по моему мнению, гость не избежал той опасности, о которой говорил: он сам по мере сил и умножил "белый шум" в плотном и без него потоке. Ашот Насибов, кажется, сознавал всю неловкость ситуации, пытался как-то выруливать. За что ему особая благодарность.

Виталий Татко

28 февраля 2009

ПОСТМОДЕРНИЗМ

1. П. - это когда всё уже сказано. И отсутствие кавычек выдаёт дилетантов.

2. П. – эпоха, когда твой внутренний голос слышится через громкоговоритель.

3. П. – период, в течение которого попугай чувствует себя востребованным и адекватным

14 февраля 2008

В помощь комитету по лженауке Российской академии наук
-----------------------
Ещё раз про любовь....


В последнем номере "Итогов" ( главный редактор - Кирилл Дыбский) помещены сенсационные материалы относительно природы и материального субстрата ..любви. В статье "Генератор страсти" автор (Владимир Крючков) со ссылкой на Олега Фролова (центр искусства взаимоотношений мужчины и женщины), утверждает, что "лобково-копчиковая мышца ... обладает уникальной способностью: она единственная во всём организме генерирует электрические импульсы" ( "Итоги, №7 (609), стр. 92)

Официальное заявление авторов сайта!!!

Для тех читателей, которые обнаружат у себя "лобково-копчиковую мышцу"

СПРАВКА:
электрическая активность, в норме (важное замечание!), является ещё и свойством живого мозга. Подробнее см. Татко В.Л., "Хронометрия процессов переработки информации человеком", Итоги науки и техники, том 35.

P.S. К сожалению для "первооткрывателей", сслающихся ещё и на "Восточных
целителей" ( а как же ж!!!) любая мышечная структура, включая поперечно-полосатые, гладкие и т.д. обладает способностью к генерации тех самых...электрических импульсов...

4 мая 2006

Когда тошнит от чужих книг, возможно ты опять беременен собственной. Это она не пускает внутрь чужие слова, ты сам становишься цело-мудренным и с улыбкой прислушиваешься к тому, что происходит внутри.

8 марта 2006

Из наших дальневосточных филиалов сообщают: Лавры создателей "Конформиста" не оставили ранодушным даже создателя новой "энтомологической" коллекции российской действительности. Бывший труженик Востока, а ныне князь Анатомо-швили использует в "шпионском романе" отшлифованный предшественниками до блеска прием. Его герой - как бы симпатичный сотрудник органов. С девушками знакомится, подкарауливая у танцплощадок приставучую шпану. И демонстрируя пьяным или ущербным навыки бокса и самбо. Энтомо - наблюдения, увы, подвержены инфляции, дешевеют на маленьких станциях уже и до 50 рублей. Против 250 на пике раскрутки.

20 ноября 2005

По субботам у Марианны Максимовской на РенТВ появилась субботняя же улыбка Глеба Пьяных с НТВ. Может быть у них до сих пор общие режиссеры?

Г. Пяных, что отрадно, взял на себя труд опубликовать официальную статистику усыновлений российских детей иностранцами. И выглядел информированным в этом случае. Чего нельзя сказать о министре Андрее Фурсенко, пытавшимся защищать действительно гуманную позицию без серьезных аргументов на парламентских слушаниях по вопросу ужесточения усыновления. Пафос Л.Н. Толстого по поводу объединения добрых людей по-прежнему актуален в России.

20 ноября 2005

На перевыборах ректора Садовничего победил Садовничий. (из текста диктора телевидения)

17 ноября 2005

О новой "Школе злословия" говорят и Ирина Петровская и Ксения Ларина на "Эхе Москвы". Но о чем-то своем, девичьем. Не о том. Казалось бы, с переименованием Дуни Смирновой в Авдотью, запретом на ее роскошные декольте и переходом от разговоров с людьми на беседы о нациях, смена формата и закончилась. И уже не изображает Татьяна Никитична веселого гамадрила, все реже видим ее "исполненной очей". Похоже было на смену декораций в духе 1-го канала, бывшего ОРТ, когда Владимира Познера обязали надевать на передачу галстук, но не запретили эти обязанности комментировать. И вдруг в "Школе злословия" - новый поворот - не Александр Архангельский, и даже не вездесущий Генис, а человек вне ментальности: художник Кулик. Безупречная логика ответа на первый же вопрос Дуни Смирновой ( о глупых художниках и умных литераторах) в запале не была замечена самими ведущими. Так курица еще бегает, суетится и возмущается когда голова уже отрублена. Ведущие не поняли абсолютного интеллектуального превосходства собеседника, а он не стремился им в этом помочь. Смиренно в течение всей передачи терпел наскоки разъяренных бившихся в тисках узко тусовочных категорий, и, кажется, начавших догадываться о чем-то амазонок. С сентября "Школа злословия" перестала злословить. С ноября она стала школой для ее ведущих.

16 ноября 2005

Серджио Зимен в книге "Бархатная революция в рекламе" показал, как в сравнительно небольшой срок изменилось сознание производителей рекламы. По сути, они воображают себя уже не продавцами или их помощниками, но творцами реальности. Увы, это верно и для их российских "братьев меньших". Появились данные о том, что агрессивная и угрожающая реклама препарата "Альгениум"на "Эхе Москвы", сопровождаемая воем скоровозки и текстом: " В следующий раз эта машина может приехать за вами..." уносит жизни.

13 ноября 2005

Индивидуальное сознание, в существовании которого так долго сомневались большевики - аналитики, двоится и даже ветвится: более 84% встреченных и опрошенных нами на Нуворишском шоссе людей с удовольствием смотрят предвыборный ролик партии "Родина" на тему "Очистим Москву от мусора", из них только 2, 5% не исключают того, что пойдут на выборы и 1,3 % не исключают того, что проголосуют за эту партию.

30 октября 2005

Дети иногда очень точно чувствуют фальшь или алогичность рекламных призывов и обещаний. Есть такая фраза в ролике, рекламирующем один из сортов чая : "почувствуй себя принцессой!" Когда ко мне привели девочку с энурезом и я спросил, что с ней случилось, она ответила, что "выпила этого чайку и почувствовала себя Нури".

18 октября 2005

Как беззащитен гений! София Ротару превратила одно из лучших стихотворений Арсения Тарковского в исповедь жадной-жадной-жадной парвеню. Которой "этого мало". Опыт уникальный, если не считать кокетливое исполнение Аллой Борисовной стихотворения Осипа Мандельштама, написанное в ожиданиии ареста. Но у Ротару еще припевчик от себя. А Пугачева-то в свое время, не додумалась !

17 октября 2005

На "Эхе Москвы ругают Глеба Павловского в "Реальной политике". И Ксеничка Ларина и Петровская. По контрасту почему-то обе крайне корректно отзываются о Дм. Диброве, старательно объясняя все его неудачи. Толику бы этого снисхождения к 1-му блину Павловского! А еще обе были маленькими, наверное, и не помнят, как Дибров пытался брать интервью у Зиновия Герда. И что тот ему в прямом эфире спокойно и в лицо высказал. А жаль, что не помнят, Дибров-то не меняется.

5 октября 2005

После сеанса голотропного дыхания один клиент рассказал, что к нему вернулись детские синестезии. Например, вкус кетчупа "Балтимор" соответствует полностью вкусу тех, кто пишет тексты для актеров Стоянова и Олейникова. И наоборот, когда он их видит на сцене - во рту появляется вкус этого кетчупа.

1 октября 2005

В подражание Агнии Барто :"...не качайте головой, это - Юрий Гробовой".

15 сентября 2005 г.

День инициации сайта. Понятие и проведение инициации крайне важно в практической психологии!

14 сентября 2005 г.

День рождения сайта.

13 сентября 2005 г.

Книжка Бернарда Вербера "Последний секрет" (РИПОЛ КЛАССИК, 2005) переведена неспециалистами. В частности, от читателя тщательно скрывают то, что кроется за простым понятием "позитронная эмиссионная томография".


Доктор Андрей Курпатов (телеканал "Домашний") работает словом.

Если бы недуги наших клиентов зависели только от их убеждений...

 

 
карта сайта
 

Задать вопросы и получить более подробную информацию, а также записаться на консультацию можно по электронной почте elisium-tenej@narod.ru

 Copyright © Татко Виталий Леонидович 2005-2017 | Сайт бесплатных консультаций по психологии "Когда останешься лишь ты..."

Hosted by uCoz